Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Страница памяти Керкинской ДШМГ

ХАМКО Василий Васильевич


Ст. сержант, командир 2-й боевой группы 1 ДШЗ. Погиб в бою 01.04.1985 г. в к. Курайш (уезд Даулятабад).





Материалы из Харьковского Музея ПВ.




ПОЛИТОТДЕЛ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 9998


Экз № ______




ВРЕМЯ  ВЫБРАЛО  НАС...


Сборник примеров героических поступков воинов-интернационалистов


Под общей редакцией подполковника В. Кудрявцева


Автор-составитель капитан С.Сметанников


г. Душанбе 1988 г.




При подготовке сборника использовались материалы из политдонесений, боевых листков и молний, газе­ты "Боевой дозор".

«ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС...»
Мужество - это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество — суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества,
Фазу Алиева




…Воинов-интернационалистов роднит и сплачивает не только служба, пусть и тяжелая, сама по себе, не только общность за­полняемых задач, но еще и постоянная взаимная выручка, желание помочь друг другу, бесценное боевое братство.
 


Нету братства верней


и святей его нету...

 


Дружба и войсковое товарищество, взаимная выручка и помощь в бою, девиз "Сам погибай, а товарища выручай" всегда были одной из ценнейших традиций наших воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.


Без взаимопомощи трудно в жизни. В армии - трудно вдвойне. В Афганистане - нельзя вообще. Те, кто прошел школу Афганистана, понимают это отчетливо. Пройдут годы, и в памяти тех, кто выпол­нял интернациональный долг, будет прежде всего не то, "как бро­сались в штыки", а то "как делили в пустыне воды горьковатой глотки" (Ю. Друнина).


Будучи верными героическому началу, воины-интернационалисты способны в решающий момент перешагнуть через невозмож­ное, не оставить друга, товарища, союзника в беде... 






 




 
Фото Хамко Василия из личного архива Викулина Александра. Материал позаимствован на страницах сайта "Одноклассники".
 



14 марта 1985 года после десантирования в районе к. Бала-Мургаб отделение старшего сержанта Василия Хамко с ходу закре­пилось на высоте 1121,0. Быстро и грамотно организовав оборо­ну, Хамко решительно поддерживал огнем атакующую укрепленную базу бандитов группу старшего лейтенанта Ю. Лапушко.

С высоты хорошо просматривались все подступы к базе. И когда многочисленная группа душманов решила обойти наше под­разделение и ударить по нему с тыла, старший сержант Хамко бросил свое отделение на ее уничтожение.


Используя естественные укрытия, бросками, по одному, от­деление спустилось по террасе к подножию высоты, перерезав бандитам путь выхода в тыл группе Ю. Лапушко. Когда противник вышел из-за поворота, его встретил мощный огонь смельчаков. Уйти никто из бандитов не успел... А группа Ю. Лапушко в это время громила бандитов уже в опорном пункте.


А через несколько дней Василий погиб. Герой Советского Союза Виктор Капшук, друг Василия, вспоминал:  "Брать нам тог­да пришлось хорошо укрепленную базу. Душманы там были обучены в загранцентрах, имели хорошее оружие, да и владели им отмен­но. Мы бежали в атаку вместе. На долю секунды я замедлил шаг, чтобы заменить пустой магазин, Вася вырвался вперед, сделал несколько шагов и упал... Когда я наклонился к нему, он успел прошептать только одно слово: "Все..." - и закрыл глаза..."


Родина высоко отметила героизм и мужество воина-интерна­ционалиста. Василий Хамко посмертно награжден орденом Красной Звезды.



 


  ШАГ В БЕССМЕРТИЕ


К бессмертному подвигу,
высшему из вдохновений,
не как на вершину идут,
от ступени к ступени,
к бессмертью взлетают,
подобно пылающим птицам, -
себя целиком отдавая,
а не по частицам.
Фазу Алиева




Фото Василия Хамко в период службы в Керкинской ДШМГ. 1985 г.


Фото из архива Валерия Шевченко:





Из воспоминаний Лапушко Ю.М., начальника Керкинской ДШМГ: «Это произошло 1 апреля 1985 г. у  кишлака  Курайш, уезда Даулятабад, провинции Фарьяб (р-н Меймене). Высадились без проблем. Началась проческа кишлака сарбозами и сразу же вспыхнула перестрелка. Постепенно огонь духов переключился на наши позиции.  Впереди находилась высота, с которой хорошо просматривался кишлак. Лейтенант 1 ДШЗ Андрей Калмыков снял каску и надел берет. Бросился в атаку в сторону данной высоты. Сразу же был сражен снайпером. Получил пулю точно в кокарду на берете. Рядом находился Игорь Чугай. Долго, находясь в отрыве от основных сил группы, отстреливался из РПК. На помощь выдвинулись старший сержант  Хамко Василий и старшина Капшук Виктор. Тяжело раненного лейтенанта из-под огня стал выносить Хамко Вася, но получил очередь в живот и скончался. Когда Капшук Виктор с поля боя вытащил Калмыкова А., он был еще жив.  Прилетели борты. Андрей скончался уже в борту, через 30-45 мин после ранения. В этом же бою погиб Змиевских Василий (3 ДШЗ). Пуля снайпера попала в печень во время обстрела из  кишлака. Его, тяжело раненного, достаточно быстро забрали борты и доставили в больницу. Скончался он 2 апреля 1985 г. в районной больнице. Банда ушла. Я отложил свой очередной отпуск на период, пока не похоронили всех ребят». 


 

Высота на окраине кишлака Курайш. Здесь оборвалась жизнь Хамко Василия, когда он патался спасти сметельно раненного командира.

Фото из личного архива Булатецкого А.


Из воспоминаний Коваленко Виктора, старшего сержанта 1 ДШЗ Керкинской ДШМГ 1983-85 г.

 В то весеннее утро 1 апреля 1985г ничто не предвещало беды. Проводилась операция по зачистке зеленой зоны в зоне ответственности Керкинского ПО. После высадки возле кишлака Курайш (уезда Даулятобад) быстро заняли позиции, начали окапываться. Духи не подавали признаков жизни. Подошла мангруповская броня и тоже заняла позиции, отрезав основной кишлак от зеленки и других кишлаков. «Зеленые» (прим.-сарбозы) пошли на проческу и тут же в середине кишлака началась беспрерывная стрельба. Духи дали серьезный отпор и «зеленые» побежали. Заработали борты и броня. Снова зеленые пошли в наступление и встретили ожесточенный отпор. Находящаяся впереди  от основных сопок, одиноко стоящая высота обеспечивала важную стратегическую позицию. С данной высотки возможно было контролировать практически весь кишлак. Хотя она и простреливалась «духами» с 2-х сторон, что создавало трудности при захвате этого стратегического объекта. Лейтенант Калмыков принял решение занять ее и закрепится, так как практически из нее просматривалась и простреливалась вся восточная сторона, занятая моджахедами. Вместе с рядовым Чугай Игорем они выдвинулись выполнять принятое решение. На средине сопки вдруг Андрей Калмыков споткнулся и упал, сраженный пулей басмача-снайпера. Духи били метко. Пуля попала прямо в кокарду на десантном берете, тяжело ранив в голову отважного командира. К сожалению, ранение было смертельным. Игорь не растерялся и принялся оказывать первую помощь, по радиостанции вызвал подкрепление. Группа десантников, во главе со старшим сержантом Хамко Василием, выдвинулась к раненному командиру. Последняя боевая операция перед дембелем закончилась для Василия трагично. Он погиб, получив басмаческую пулю в живот. Командование на себя взял Виктор Капшук, впоследствии ставший Героем Советского Союза. Первый, получивший Героя живой из солдатского состава. Ребят вынесли. Никогда не забуду афганскую весеннюю погоду, этот легкий ветер, развивающий волосы десантников. К сожалению, они уже с нами не были, они были с БОГОМ. Лейтенант Калмыков умер в вертолете, который не успел доставить его на операционный стол. На этом тяжелые потери для нашей ДШМГ не закончились… В это время бойцы взвода ПТВ окапывались на вершине сопки. Рядовые Василий Григорьев и Василий Змиевской окапывались, готовили позицию. По словам Григорьева В., когда он нагнулся с лопатой за очередной порцией песка, окапываясь, Змиевской поднялся над бруствером и веселый парень из Харьковщины получил пулю в живот. Да, нелегкая доля троих керкинских десантников в День Смеха превратилась для нас живых на всю оставшуюся жизнь в День Скорби и памяти......... 
 

 

Фрагмент карты местности с указанием места гибели Хамко В.В. 01.04.1985г.
Место гибели восстановлено по воспоминаниям Коваленко В.Н., старшего сержанта 1 ДШЗ.

 


Из книги: "Звезды славы боевой: На земле Афганистана" / сост. И.М. Дынин. – М.: Воениздат, 1988. – 224 с. 

Капитан А. ПАРАМОНОВ


«В борьбе с реальным противником обретался опыт, крепло мастерство, закалялся характер. Глубокие отметины ложились на сердце, когда гибли товарищи. Вот отрывок из письма, пришедшего оттуда, с горячей земли Афганистана:
«...Наше подразделение обеспечивало безопас­ность автоколонны с продовольствием, направлявшейся в отдаленную провинцию. Приземлились мы возле небольшого кишлака, домов в пятнадцать — два­дцать. Еще когда подлетали, лейтенант Калмыков, смотревший из иллюминатора, произнес: «Если они устроили засаду, то только здесь — лучше места не придумаешь».
Кишлак казался вымершим: ни дымка, ни пету­шиного крика. Прямо мороз по коже от такой тишины. Мы-то чувствовали (а интуиция подводит редко, ког­да уже побываешь в подобных ситуациях), что банда где-то рядом. Перекрыли выходы, часть воинов оттянулась к дороге на случай внезапного нападения с тыла.
Едва попытались по дворам проверить, на самом ли деле безлюден кишлак, тут-то и началось. Не смогли даже определить, откуда именно стреляли душманы, чудилось, будто из каждого двора, из каждого дома. Грохот, пыль, крики.
Лейтенант Калмыков решил сориентироваться: с рядовым Игорем Чугаем побежал к небольшой высотке в центре. Мы видели, как на склоне он точно спотк­нулся, упал. Сначала верили — сейчас лейтенант под­нимется. Но Чугай по рации передал: «Калмыкова ранило!».
На помощь бросились Капшук с Хамко. Они очень дружили между собой, почти всегда вместе. Метров триста пробежали — упал Вася Хамко. Потом уж мы узнали, что на крыше одного из домов сидел снайпер с американской винтовкой. Словами, конечно, всего не опишешь, жутко было, все ведь перед глазами. Гена Оников, наш санинструктор, кинулся за ребятами следом.
Душманы к высотке той поползли. Рассчитывали захватить и раненого Калмыкова, и Чугая с Капшуком, которые далеко впереди оказались. Витя с Иго­рем к себе не подпускали их, стреляли плотно. Мы тоже огонь усилили. В общем, отогнали душманов, вы­несли Калмыкова с Хамко на командный пункт. Лей­тенант скончался уже в вертолете.»


 



Вспоминает Степнов Михал, замполит 1 ММГ "Маймене":
"В этом, 2008 году, был у сослуживца по Меймене Момота Игоря Федоровича в Черкассах. Он служит в Центре по подготовке младших специалистов пограничной службы Украины. Кажется, так он правильно называется. Так вот, в этом центре есть учебная группа имени Хамко Василия Васильевича. При входе в здание висит памятная доска Хамко В.В. Так что на его родине в Черкассах его помнят и эту память хранят".





31 марта 2012 г. в с. Хлипновка Звенигородского р-на на фасаде школы, где учился герой-пограничник, установлена памятная доска ХАМКО В.В.:

Видео Александра Антонюка с открытия мемориальной доски см. тут

Имя ст. с-нта Хамко В.В.увековечено на мемориальной плите Памятника воинам-афганцам в Черкассах:

Просмотров: 7799 |
Всего комментариев: 1
0  
1 maimana-1   (11.10.2008 15:31) [Материал]
В этом 2008 году был у сослуживца по Меймене Момота Игоря Федоровича в Черкассах. Он служит в Центре по подготовке младших специалистов пограничной службы Украины. Кажется, так он правильно занимается. Так вот, в этом центре есть учебная группа имени Хамко Василия Васильевича. При входе в здание висит памятная доска Хамко В.В. Так что на его родине в Черкассах его помнят и эту память хранят.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Керкинская ДШМГ © 2024
Хостинг от uCoz